Как приучать ребенка к горшку в 6 месяцев

Как приучить ребенка к горшку — полезные советы родителям

Содержание

  1. Критерии готовности крохи для знакомства с горшком
  2. Когда не стоит начинать приучение  ребенка к горшку
  3. Какой горшок лучше  выбирать для ребенка
  4. Способы приучения ребенка к горшку
  5. Советы для быстрого приучения ребенка к горшку
  6. Приучаем к горшку за неделю по системе «Довольный малыш»
  7. Причины отказа от горшка: что делать родителям?
  8. Как ребенку помочь справиться со страхами
  9. Ошибки родителей при приучении ребенка к горшку
  10. Повторное обучение 

Пожалуй, все без исключения родители мечтают избавиться от надоевших пелёнок и недешёвых подгузников. Вот почему вопрос, как приучить ребёнка к горшку, является одним из самых актуальных среди новоиспечённых мам. Работа по формированию навыков опрятности должна опираться сразу на несколько принципов, один из которых – учёт возраста малыша.

Оптимальный возраст для знакомства ребенка с горшком считается 1,5-2 года. Этот возраст считается лучшим для того, чтобы легко приучить малыша к горшку. Малыш уже осознанно понимает, что от него требуется.
Некоторые мамы сажают крох на горшок уже с 1 года. Но дети такого возраста плохо контролируют свои выделительные процессы. Если мама удачно поймала момент, то всё в порядке, если же нет, получатся грязные штанишки.

Критерии готовности крохи для знакомства с горшком

  • он сам нагибается, присаживается на корточки;
  • может оставаться сухим на 2-3 часа;
  • остается сухим после обеденного сна;
  • говорит несколько слов и может сообщить взрослым о том, что ему надо;
  • понимает речь взрослых;
  • выработался определенный режим хождения в туалет;
  • ребенку не нравится ходить в мокрых штанишках;
  • не хочет одевать подгузник.

Когда не стоит начинать приучение  ребенка к горшку

Принуждением результата не добиться. Если малыш не хочет, заставлять его не надо, иначе появится отвращение к горшку. Сидеть больше 5 минут на нем тоже не рекомендуется, иначе на этот процесс уйдет полдня. Каждый раз говорите малышу о том, для чего он должен сделать это.
Не начинайте процесс обучения во время болезни, прорезывания зубов. Малыш будет капризничать. И ещё, во время болезни обычно практикуется обильное питье, что естественным образом скажется на частоте мочеиспускания. Поймать удачный момент в этом случае тяжело.
В незнакомой обстановке или в обществе чужих людей тоже могут возникнуть трудности.
Не забывайте про возрастные кризисы. В 1 и 3 года малышам свойственно всё делать наоборот. Этим он показывает независимость.
Если вдруг ему не понравился горшок, купите новый или сделайте небольшой перерыв, например, 1-2 недели, а потом заново начинайте процесс обучения.

Высаживать ребенка нужно регулярно:

  • перед сном и после сна;
  • перед походом на улицу и после прогулки;
  • перед едой или через полчаса после питья.

Какой горшок лучше  выбирать для ребенка

В Советском Союзе для всех детей были одинаковые горшки. А сейчас в магазинах глаза разбегаются. Горшки-игрушки, музыкальные, трансформеры, походные варианты – все модели и не перечислишь.

Критерии выбора горшка

  • горшок должен быть удобным и устойчивым. Если малыш вдруг во время процесса упадет и сделает себе больно, вряд ли он захочет продолжить знакомство с «туалетом»;
  • модели со спинкой помогут крохе правильно сесть;
  • для мальчиков лучше присмотреть овальный вариант, а для девочек подойдут и овальные, и круглые изделия. Связано это с анатомическими особенностями строения тела;
  • пластиковая модель – самый удачный вариант. Керамические или железные горшки холодные. Вряд ли малышу понравится сидеть на холодном предмете;
  • музыкальные и яркие модели ребенок воспримет как игрушку. Кроха начнет с ними играть и забудет об истинных назначениях этого предмета;
  • для дальних поездок присмотрите изделия со съемной крышкой.

Способы приучения ребенка к горшку

Начинайте задуманное в летнее время. На малыше мало одежды. И если вдруг малыш захочет сделать свое дело, можно быстро снять трусики и колготки. Зимой же малейшее промедление грозит «аварией».

Для облегчения процесса обучения воспользуйтесь нижеприведенными советами:

1. Как можно меньше пользуйтесь памперсами. В подгузниках малыш всегда сух даже после мочеиспускания. А в трусиках и колготках «фиаско» сразу же чувствуется. Ходить с мокрыми штанишками – не самое приятное занятие. Малыш должен почувствовать взаимосвязь между позывами и мочеиспусканием или дефекацией.

2. Объясните крохе назначение горшка. Старшие дети смогут показать пример.

3. Горшок должен всегда быть на виду, чтобы взрослые смогли моментально среагировать. В следующий раз он уже сам дотянется до него, чтобы сделать свое дело, обрадовав при этом маму.

4. Обязательно хвалите свое чадо за результат и никогда не ругайте за погрешности.

Читайте также:  Анализ мочи 6 месяцев ребенка

5. Сажайте кроху на горшок регулярно, а не от случая к случаю.

6. Не вызывайте отвращения к горшку, заставляя ребенка каждый раз садиться на него, если он не хочет.

7. Некоторые мамы учат мальчиков писать стоя. Но потом могут возникнуть проблемы с «большим» делом. Малыш ни за что не захочет покакать на горшок.

Развитие ребенка индивидуально. Кого-то получится приучить к горшку за неделю, кому-то понадобится целый месяц. Но в любом случае маме понадобится большое терпение и настойчивость.

Советы для быстрого приучения ребенка к горшку

1. Чтобы ребенку не было скучно сидеть и заниматься своим делом, дайте ему красочную книжку или игрушку. Это поможет ему расслабиться. Только не разыгрывайте перед ним сказку, иначе процесс хождения в туалет он воспримет как игру.

2. Некоторым детям нравится смывать унитаз. Если ваше чадо относится к их числу, разрешите ему это сделать только после того, как туда отправится содержимое «ночной вазы».

3. Не дарите подарки за сделанное дело. Лучше обнимите кроху и похвалите его. В следующий раз ему опять захочется ощутить теплые объятия любимой мамочки.

Приучаем к горшку за неделю по системе «Довольный малыш»

Рассчитана система на детей от 1,5 лет. Главное, не отходить от принятых правил и проявить максимум терпения и внимания к ребенку.

Первый день

Снимите памперсы и постарайтесь их не надевать. Поговорите с ребенком о назначении горшка. Пусть он предупредит взрослых о своем желании сходить в туалет. А если вдруг случится «фиаско», не ругайте его.
Сажайте на горшок через каждые полчаса. А время на требуемые процедуры не должно превышать 10 минут.

Второй день

Закрепляем пройденный материал. Постарайтесь не ходить с ребенком на различные праздники, где он может позабыть о том, чему вы его учили.

Третий день

Перед прогулкой обязательно посадите кроху на горшок. Говорите ему о том, что ходить на улице с мокрыми штанишками не совсем удобно. Возьмите горшок на прогулку. Это поможет избежать неприятных ситуаций. Через 1-2 недели уже не надо будет везде и всюду гулять с горшком, так как малыш научится контролировать мочеиспускание и потерпит до окончания прогулки.

С четвертого -седьмой дни

В течение дня регулярно высаживайте ребенка на горшок. А если он сам попросится, обязательно похвалите его за это. Если маленький ученик увидит со стороны взрослых только положительные эмоции, то и процесс обучения не затянется.

Причины отказа от горшка: что делать родителям?

В этом случае обучение займет не одну неделю, а намного больше. И здесь сначала нужно разобраться со страхами маленького карапуза.

1. Слишком раннее приучение, когда малыш физиологически не готов к такому процессу.

2. Новый «друг» может показаться ему холодным и страшным. После покупки горшка обязательно покажите его ребенку, чтобы он смог с ним «познакомиться».

3. В детском саду воспитатели частенько ругают детей за мокрые штанишки, некоторые даже стыдят малышей прилюдно. В этом случае у детей появится страх перед мочеиспусканием и дефекацией, что приводит к запорам и другим проблемам. Маме следует заранее ознакомиться с туалетом садика. Если горшки там неудобные, принесите свой из дома.

4. Если у малыша регулярные запоры, придется поменять диету, иначе каждый процесс дефекации будет ассоциироваться с болью, и ребенок будет бояться ходить в туалет.

5. Не будьте слишком требовательными. Если вдруг малыш заиграется и намочит штанишки, не ругайте его. Излишняя требовательность порождает страх не оправдать надежды взрослых, что опять же приведет к страху в «общении» с новым другом.

6. У детей развита фантазия. Им может показаться, что в унитазе или в горшке живет чудище, способное схватить их за попку. При обнаружении таких страхов обязательно поговорите с ним, покажите

на своем примере, что никто в горшке или в унитазе не живет и при спуске воды его не затянет в канализацию.
7. Иногда причина страха кроется в присутствии малознакомых людей. Стоит только создать комфортные условия, как дело сразу же наладится.

Как ребенку помочь справиться со страхами

Если малыш капризничает и ни за что не соглашается садиться на горшок, заставлять его бесполезно. Что же делать маме?

1. Подождите несколько дней. Пусть неприятная ситуация забудется.

2. Сходите с ребенком в магазин детских товаров. Пусть он сам выберет понравившуюся модель.

3. Поставьте покупку дома на видное место, чтобы малыш привык к нему. Уже через 2-3 дня можно попробовать изделие в деле.

4. Чтобы страх ушел навсегда, дайте ему поиграть с горшком. Изучите его со всех сторон, переверните. Малыш должен понять, что никто там не прячется.

5. Сажайте на горшок мишек, кукол, а потом ребенка. Такие игры помогут воспринять этот предмет как что-то обыденное.

6. Чтобы горшок стал другом малыша, нарисуйте на нем глазки, маленький носик и веселую улыбку.

Ошибки родителей при приучении ребенка к горшку

Чтобы процесс обучения не стал болезненной темой, постарайтесь не делать следующие ошибки:

1. Приучить шестимесячного малыша к горшку вряд ли получится. Не торопите время. Для осознанного процесса обучения придется подождать хотя бы до 1,5 лет.

Читайте также:  Мало прибавляет в весе ребенок 6 месяцев

2. Не травмируйте психику карапуза регулярным хождением в туалет. Если малыш не в настроении, не трогайте его, иначе пойдет процесс отвращения к горшку.

3. Ребенок, который всё время ходит в памперсах, долго приучается к горшку. Чем раньше вы избавитесь от подгузников, тем лучше.

4. Не превращайте процесс обучения в маниакальную идею. Некоторые родители не разрешают вставать детям с горшка, пока те не сделают то, что нужно. Не стыдите и не сравнивайте свое маленькое чудо со сверстниками.

5. Наказание за мокрые штанишки или излишняя строгость взрослых в обучении – одна из самых распространенных ошибок. Карапуз замыкается в себе. Проявите усердие и терпение. Верьте в своего ребенка.

6. Предоставьте малышу самостоятельность. Пусть он сам снимет или поднимет штанишки, сам сядет на горшок. Надевайте на него удобные штанишки, а не комбинезоны, чтобы в нужный момент успеть их снять.

7. Горшок всегда должен стоять на одном месте. Если он валяется по всей квартире, то в нужный момент малыш просто не найдет его, тогда проблема мокрых штанишек затянется.

8. Сделайте сидение на горшке приятным делом. В процессе обучения не стоит оставлять малыша наедине на горшке. Поиграйте с ним, прочитайте ему стихи, тогда и дело будет сделано намного быстрее. Только не перестарайтесь, иначе малыш забудет о своем деле.

9. Хождение в туалет – естественный процесс. Не бегите с зажатым носом выливать всё содержимое горшка в унитаз. Такое поведение некоторые дети воспринимают болезненно.

10. Бессистемное высаживание не облегчит процесс обучения. В первые несколько дней обязательно регулярно высаживайте карапуза на горшок, иначе предпринятое дело обречено на провал.

Повторное обучение 

Ваш малыш уже научился справлять свою нужду в горшок, но вдруг его настроение поменялось. Теперь он наотрез отказывается садиться на унитаз. Что делать?

1. Для начала выясните причину такого поведения. Часто это связано с изменением уклада жизни: переезд, появление второго ребенка, поступление в детский сад и т.д. Поговорите с ним, создайте комфортные условия, и результат обязательно придет.

2. Возрастной кризис дает о себе знать. К трем годам малыши начинают чувствовать себя личностью, отстаивать свое мнение. Они будут делать все наоборот, то есть ходить с мокрыми штанами.

3. Во время болезни малыша горшок мало интересует. Если до болезни он нормально ходил на горшок, за время лечения приобретенные навыки могут позабыться. Маме придется начать все заново.

Каждый малыш индивидуален и требует особого подхода. Проявите максимум терпения, тогда и страхов перед горшком у ребенка не возникнет. А процесс приучения к горшку займет не больше 1-2 недель.

В заключение предлагаем посмотреть видео: «Как быстро приучить ребенка к горшку? Ошибки родителей»

Источник

Как правильно приучить ребенка к горшку – что нужно знать родителям

Важным аспектом воспитания ребенка является приучения к горшку и овладение малышом самостоятельными навыками опрятности.

С течением времени в педиатрии, казалось бы, устоявшиеся с течением времени взгляды на определенные ситуации и проблемы, связанные с развитием, воспитанием и здоровьем ребенка пересматривались. Именно это касается вопросов обучения ребенка опрятности.

Особенности и сроки приучения ребенка к горшку

В начале прошлого века в педиатрии рекомендовалось раннее обучение ребенка туалетным навыкам – в течение первого года жизни. И на сегодняшний день некоторые родители пытаются знакомить с горшком своего ребенка с 4 – 6 месяцев и многие даже отмечают явные успехи малыша в приучении к туалетным делам.
Но по современным представлениям приучать малыша к горшку только после достижения определенной зрелости:

  • физической;
  • психологической;
  • физиологической;
  • эмоциональной.

Важно, чтобы родители понимали, что приучение малыша к горшку и овладение самостоятельными навыками опрятности – процесс постепенный и зависит от многих факторов, поэтому индивидуальный и основная роль в этом процессе отводится ребенку. Начало обучения ребенка туалетным навыкам откладывается до того возраста, когда у малыша появляются определенные признаки готовности к обучению.

Начало обучения малыша туалетным навыкам необходимо начинать только когда ребенок способен контролировать процессы мочеиспускания и дефекации — примерно с полутора — двух лет.

До этого возраста процесс мочеиспускания происходит в форме игры и на уровне рефлексов. Поэтому происходят ситуации, когда вроде бы привыкший к горшку малыш отказывается или даже категорически отрицает высаживание на горшок, прячется, чтобы пописать или просто не понимает, зачем горшок (складывает в него игрушки, сидит как на стульчике, надевает на голову).

Поэтому приучение к горшку – это систематическая, терпеливая и последовательная работа с малышом готовым к получению навыков опрятности.

Когда надо начинать приучать ребенка к горшку
Контроль походов на горшок у ребенка регулируется центральной нервной системой. И процесс полного приучения малыша к туалету может быть начат и завершен у каждого ребенка в разное время – это зависит от зрелости нервной системы.

Любая модель приучения ребенка к принципам опрятности должна учитывать основные аспекты.

К ним относятся:

  • физиологическая зрелость – способность самостоятельно сидеть, ходить, одеваться, раздеваться):
  • обратную связь с внешним миром – понимание и следование инструкциям взрослого;
  • внутренняя обратная связь – самооценка малыша, мотивация, желание подражать взрослым, идентифицироваться с близкими, независимость и самоопределение.
Читайте также:  Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев комаровский

В среднем ребенок учится отслеживать позывы к мочеиспусканию к возрасту от девяти до восемнадцати месяцев. Если в этот промежуток удается высаживать кроху на горшок и наблюдать положительный результат. Это еще не говорит том, что ребенок полностью владеет контролем мочеиспускания. В большинстве случаев это происходит рефлекторно. В основном проситься на горшок малыши начинают от 1,5 до 2 лет.

С 2 до 3 лет начинает осознанно ходить в туалет и начинает чувствовать, когда пора освободить мочевой пузырь.

Главными этапами развития, когда родители могут ожидать успешного приучения крохи к горшку и планировать дальнейшие шаги:

  • с полутора лет малыши проявляют первые признаки готовности;
  • с двух лет необходимо начинать поэтапное обучение;
  • к 2,5 – 3 лет большинство детей может добиться полного контроля над естественными позывами днем;
  • к 4 годам – большинство малышей полностью завершают процесс обучения туалетным навыкам.

До четырех лет ребенок имеет право, заигравшись, намочить штаны.

Ночные непроизвольные мочеиспускания тоже допустимы до четырех лет. От того, что ребенка начинают приучать к горшку с очень раннего возраста, процесс вряд ли ускорится. В подходящее для малыша время, навык будет усвоен гораздо проще и быстрее. Когда приучаться к горшку ребенок сам даст понять родителям.

Какие же признаки дают понять, что ребенок готов подружиться с горшком?

Признаки, которые указывают на готовность приучения ребенка к горшку:

  • ребенок научился снимать нижнюю часть одежды, в том числе памперс;
  • малыш демонстрирует свою независимость при помощи слова «нет»;
  • кроха отрицательно реагирует на мокрые штаны и остается сухим около 2 часов подряд и просыпается сухим после дневного сна;
  • дефекация происходит примерно в одно и то же время;
  • ребенок понимает, что значит пописать и покакать;
  • выражение лица или изменение положения тела, определенные слова сигнализируют о том, что малыш готов к мочеиспусканию или опорожнению кишечника;
  • малыш охотно садится на горшок;
  • ребенок охотно следует инструкциям взрослых.

Алгоритм приучения малыша к горшку

В первую очередь родителям нужно запастись терпением. Если малыш негативно реагирует на горшок, не стоит настаивать. Есть риск надолго отбить желание ходить по нужде в нужное место. Лучше пока повременить.
Как родителям, таки педиатру сложно в полной мере оценить степень активного негативизма  в каждый конкретный момент. Поэтому нужно проводить обучение постепенно, проявлять внимательность, доброжелательность, терпение и гибкость.

Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

Этапы обучения

После того, как малышу исполниться 1 год 6 месяцев в его комнате появляется специальный стульчик с горшком, который представляется крохе как его «личный» стульчик. Пока малыш привыкает к его присутствию ему объясняют, что это тоже самое, что и взрослый унитаз.

Каждое время в определенное время ребенка высаживают на стульчик, не снимая штанишки, иначе возможные неприятные ощущения могут помешать дальнейшему приучению. Пока ребенок сидит на стульчике мама находится рядом — читает ему, разговаривает. При этом ребенок в любое время может встать со стульчика, и никто не должен удерживать его.

Через неделю после начала приучения ребенка сажают на стульчик без подгузника в обычное время и не делают попыток удерживать его на горшке или подловить начало мочеиспускания или дефекации.

Этот этап крайне важен – попытки удерживания крохи на горшке могут испугать его и заставить сдерживаться на последующих этапах. Не стоит торопиться.

Именно такое постепенно расширение границ обучения позволяет избежать излишних страхов от чего-то необычного и даже потери «части себя».

Таким образом, родители добиваются заинтересованности – затем можно высаживать кроху 2 раза в день.

Когда понимание со стороны ребенка совпадает к его желанием подчиниться воле родителей – можно во время высаживания стараться «подловить» стул или мочеиспускание, но при условии, что ребенок не сопротивляется этому.

После этого можно приступать к следующему этапу – с малыша на короткое время снимают подгузник и штанишки, стульчик с горшком ставят в комнату малыша и указывают крохе на его возможность справиться с этой задачей без посторонней помощи. При этом ребенку предлагают идти на горшок самостоятельно, когда ему захочется, но напоминать ему об этом время от времени.

Когда малыш готов выполнить все требования без посторонней помощи – это становиться для него важным событием и в дальнейшем ребенок берет инициативу в свои руки и садится на горшок самостоятельно. В дальнейшем можно научить кроху самостоятельно снимать штанишки и это только способствует закреплению навыка.

Кроме этого на каждом этапе родители должны подчеркивать, что малыш добился успеха самостоятельно. При сбоях нельзя показывать огорчения, а наоборот подбадривать малыша. Часто такие неудачи заставляют чувствовать себя плохим, и только затягивает процесс приучения к опрятности – это в первую очередь нервная регуляция на достаточно высоком уровне созревания и взаимодействия всех органов и систем малыша.

Самое важное не торопиться и форсировать события – не переходить на следующий этап без достижения прогресса на предыдущем уровне обучения.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник