Курс массажа для ребенка 6 месяцев

Массаж в 6—9 месяцев (описание комплекса)

Массаж очень благоприятно влияет на развитие детей раннего возраста — как физическое, так и нервно-психическое, способствует своевременному возникновению и последовательному совершенствованию двигательных навыков, укрепляет организм и помогает предупредить заболевания.

При проведении массажа детей грудного возраста, каждую его процедуру следует обязательно сочетать с физическими упражнениями.

Руки выполняющего массаж должны быть теплыми и смазанными детским кремом или маслом.

Проводят массаж в проветренном помещении при температуре воздуха не ниже +22 °С.

Массаж проводят через 40-60 минут после кормления или между кормлениями.

Если делать массаж в вечернее время (или перед купанием), количество повторов выполняемых движений надо сократить вдвое (делать по 2-4 движения вместо 4-8 рекомендованных в описаниях массажных процедур).

Длительность процедуры — от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). На курс массажа проводят 10-15 процедур, ежедневно или (чаще всего) через день.

Полный курс массажа от 6 до 9 месяцев

Смотрите видеоурок

Ввиду того, что у детей в этом возрасте появляется все больше произвольных движений, в комплекс включают активные упражнения, подготавливающие к ползанию, сидению и стоянию, а также вводится третий элемент классического массажа — «разминание».

Массаж кистей рук

Исходное положение: ребенок сидит или лежит на спине/ на боку, ногами к краю стола. Взрослый раскрывает ладошку малыша и указательным пальцем производит по ней легкие круговые движения по направлению от большого пальца к мизинцу (4-6 раз).

«Поглаживание и растирание пальцев рук». Исходное положение: ребенок лежит на боку, развернувшись ногами к краю стола, или же сидит. Взрослый слегка приподнимает руку ребенка, удерживая ее указательным и большим пальцами одной руки, а большим и указательным пальцами другой руки перебирает каждый пальчик малыша, поглаживая его (4-5 раз) и растирая (2-3 раза).

Массаж рук

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый левой рукой поднимает руку ребенка, правой ладонью поглаживает ее от кисти к плечу по разгибательной поверхности (6-8 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый поднимает его руку своей левой рукой, фиксирует кисть и правой ладонью или подушечками второго- четвертого пальцев поглаживает от кисти к плечу, при этом слегка сдвигая кожу ребенка (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый кончиками второго — пятого пальцев разминает малышу руку по направлению от кисти к подмышечной впадине (2-3 раза).

Повторение предыдущих упражнений для другой руки.

Пассивные упражнения для рук

«Обнимания». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый вкладывает свои большие пальцы в ладошки малыша, остальными фиксирует его предплечья и производит «обнимающие» движения ручками ребенка (3-4 раза). По окончании упражнения кладет руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

«Скрещивание рук на груди». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый предлагает ребенку обхватить свои большие пальцы и производит сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим разгибает руки ребенка и отводит их в стороны (4-6 раз). По окончании упражнения кладет руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

«Попеременное сгибание и разгибание рук». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола, или сидит. Взрослый предлагает ему обхватить свои большие пальцы и производит сгибание и разгибание его рук в локтевых и плечевых суставах: при сгибании одной руки разгибает другую (6-8 раз)

«Поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый дает ему обхватить свои большие пальцы и, поднимая прямые руки ребенка, производит круговые движения в плечевых суставах в направлении снизу вверх и сверху вниз (4-6 раз).

Массаж живота

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной ладонью или обеими поглаживает его по животику, совершая круговые движения по ходу часовой стрелки (5-6 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый растирает ему животик, производя основанием одной ладони круговые движения в направлении по ходу часовой стрелки (2-3 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье)!

«Растирание косых мышц живота». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый растирает косые мышцы его живота, производя подушечками второго — четвертого пальцев обеих рук круговые движения по направлению к пупку (3-4 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье)!

«Разминание». Взрослый концами второго — пятого пальцев разминает животик малышу по часовой стрелке (2-3 раза).

Массаж стоп

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка приподнимает его ногу, захватив ее выше голеностопного сустава, и указательным или большим пальцем или ладонной поверхностью другой руки производит поглаживающие «разгибающие пальчики» движения от пяточки к кончикам пальцев (3-4 раза).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка приподнимает стопу ребенка и, поддерживая ее указательным и большим пальцами одной руки, большим или указательным пальцами другой поглаживает стопу по тыльной стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу (4-6 раз).

«Поглаживание и растирание пальцев стопы». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый, поддерживая указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, большим и указательным пальцами другой перебирает каждый палец стопы, поглаживает его (4-5 раз) и растирает (2-3 раза).

«Вибрация стопы». Взрослый похлопывает пальцами подошвенную поверхность стопы малыша (4-6 раз).

Массаж ног

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка придерживает ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго — четвертого пальцев другой руки поглаживает по наружной и задней сторонам голени и бедра от стопы к тазобедренному суставу (4-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра!

«Растирание голени и бедра». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка придерживает одной рукой его стопу, ладонью или подушечками второго — четвертого пальцев производит мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра (5-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра!

«Растирание голени». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый, слегка придерживая его стопу одной рукой, указательным и большим пальцами другой руки плотно обхватывает голень ребенка и производит энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый разминает малышу ногу кончиками второго — пятого пальцев в направлении от стопы к бедру (2-3 раза).

Повторение предыдущих упражнений для другой ноги.

Пассивные упражнения для ног

«Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его голени и производит сгибание — разгибание в коленных и тазобедренных суставах поочередно (6-8 раз) и вместе (4-6 раза).

«Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его обе прямые ноги одновременно и сгибает и разгибает их в тазобедренных суставах (2-3 раза).

«Круговые движения ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает его стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны (4-6 раз).

Рефлекторное упражнение: поворот со спины на живот вправо и влево

Исходное положение: ребенок лежит на спине, его ноги прямые. Взрослый, удерживая ребенка правой рукой за стопы, а левой рукой — за согнутую в локте правую руку, производит поворот таза и стимулирует поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо обхватить его стопы левой рукой, а правой — согнутую в локте левую руку малыша (1-2 раза в каждую сторону).

Массаж спины

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго — четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук поглаживает малыша по спине по направлению от ягодиц к шее вдоль позвоночника (не проводя по остистым отросткам позвоночника) (4-6 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго — четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей рук, сжатых в кулак, производит растирающие движения по направлению реберной дуги, снизу (от ягодиц) к шее (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый подушечками второго — пятого пальцев разминает спину малыша в направлении от ягодиц к шее вдоль позвоночника (2-3 раза).

Активное упражнение: ползанье (не рефлекс ползанья)

Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый кладет перед малышом яркую игрушку и фиксирует рукой его стопы. Ноги ребенка согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Если малыш при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою левую руку ему под грудь, сам продвигает ребенка (4-6 раз).

Массаж грудной клетки

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обеими ладонями или большими пальцами поглаживает грудную клетку малыша по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (4-6 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго — четвертого пальцев обеих рук растирает его спину по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (2-4 раза).

Пассивное упражнение: присаживание

Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый, придерживая его руки выше кисти, отводит выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждает ребенка сесть (2-3 раза).

Активное упражнение: переступание

Исходное положение: взрослый ставит ребенка к себе лицом и, поддерживая его обеими руками под мышки, побуждает малыша к переступанию. Тот делает 3-6 шагов (не путать с шаговым рефлексом).

Читайте также:  Зеленые выделения у ребенка 6 месяцев

Источник

Массаж в 3—6 месяцев (описание комплекса)

Массаж очень благоприятно влияет развитие детей раннего возраста — как физическое, так и нервно-психическое, способствует своевременному возникновению и последовательному совершенствованию двигательных навыков, укрепляет организм и помогает предупредить заболевания.

При проведении массажа детей грудного возраста каждую его процедуру следует обязательно сочетать с физическими упражнениями.

Руки выполняющего массаж должны быть теплыми и смазанными детским кремом или маслом.

После массажа следует одеть малыша в теплое белье и дать ему отдохнуть.

Массаж проводят через 40-60 минут после кормления или между кормлениями.

Если делать массаж в вечернее время (или перед купанием), количество повторов выполняемых движений надо сократить вдвое (делать по 2-4 движения вместо 4-8 рекомендованных в описаниях массажных процедур).

Длительность процедуры — от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). На курс массажа проводят 10-15 процедур, ежедневно или (чаще всего) через день.

Полный курс массажа от 3 до 6 месяцев

Смотрите видеоурок

При проведении массажа ребенку старше 3 месяцев, кроме поглаживаний, вводят растирания. В этом возрасте уже устанавливается равновесие тонуса мышц-сгибателей и разгибателей верхних и нижних конечностей, что дает возможность увеличить в комплексе количество пассивных движений для рук и ног.

Массаж кистей рук

Ребенок лежит в исходном положении на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый открывает его ладонь от области возвышения первого и пятого пальцев к основанию, а затем к кончикам пальцев.

Массаж рук: поглаживание и растирание

Ребенок лежит в исходном положении на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый своей левой рукой поднимает руку ребенка, и правой ладонью поглаживает ее в направлении от кисти к плечу по разгибательной поверхности руки (6-8 раз). (Лена, поглаживание и растирание — это 2 основные техники массажа, которые применяются с маленькими детьми. Это не упражнение, которое называется «поглаживание», это техника. )

Затем взрослый выполняет растирание. Ребенок лежит в исходном положении на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый своей левой рукой поднимает руку малыша и фиксирует ее кисть. Потом правой ладонью или подушечками второго — четвертого пальцев поглаживает руку малыша от кисти к плечу, но слегка сдвигая кожу ребенка (4-6 раз).

Повторение предыдущих упражнений для другой руки.

Пассивные упражнения для рук

«Обнимания». Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый вкладывает свои большие пальцы в ладони ребенка, остальными пальцами фиксирует предплечья ребенка и производит «обнимающие» движения ручками ребенка (3-4 раза). По окончании упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

«Скрещивание рук на груди». Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый дает ребенку обхватить свои большие пальцы и сгибает ручки малыша в локтевых суставах, скрещивая их у него на груди. Затем разгибает руки ребенка и отводит их в стороны (4-6 раз). По окончании упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

Массаж живота

Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной ладонью или обеими по ходу часовой стрелки производит круговое поглаживание его животика (5-6 раз).

Растирание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый основанием одной ладони производит круговые растирающие движения в направлении по ходу часовой стрелки (2-3 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье).

Растирание косых мышц живота. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго-четвертого пальцев обеих рук производит растирание косых мышц его живота по направлению к пупку (3-4 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье).

Массаж стоп

Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка приподнимает ногу ребенка, захватив ее выше голеностопного сустава, и указательным или большим пальцем, или ладонной поверхностью другой руки поглаживает ее от пяточки к кончикам пальцев, совершая «разгибающие пальчики» движения (3-4 раза).

Растирание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, обхватив указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, большим или указательным пальцами другой руки поглаживает стопу по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу (4-6 раз).

Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, обхватив указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, большим и указательным пальцами другой руки берет поочередно каждый палец стопы и поглаживает его (4-5 раз), а затем растирает (2-3 раза).

Массаж ног

Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго-четвертого пальцев другой руки поглаживает по наружной и задней сторонам голени и бедра малыша в направлении от стопы к тазобедренному суставу (4-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра.

Растирание голени и бедра. Ребенок лежит в исходное положение на спине, ногами к краю стола. Взрослый, Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго-четвертого пальцев производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра (5-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра.

Растирание голени. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, указательным и большим пальцами другой руки плотно обхватывают голень ребенка и производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу (4-6 раз).

Повторение предыдущих упражнений для другой ноги.

Пассивные упражнения для ног

Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе. Ребенок лежит висходное положение на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его голени и производим сгибание — разгибание в коленных и тазобедренных суставах поочередно (6-8 раз) и вместе (4-6 раза).

Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его прямые ноги одновременно и сгибает и разгибает их в тазобедренных суставах (2-3 раза).

Рефлекторное упражнение: поворот со спины на живот влево и вправо

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ноги прямые. Взрослый правой рукой удерживает его за стопы, а левой — за согнутую в локте правую руку, производит поворот таза и тем стимулирует поворот малыша влево со спины на живот. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить его стопы, а правой — его левую ручку, так же согнутую в локте (1-2 раза в каждую сторону).

Массаж спины

Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на животе, ногами к краю стола. Взрослый поглаживает его спину по направлению от ягодиц к шее вдоль позвоночника (не проводя по остистым отросткам позвоночника) подушечками второго — четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук (4-6 раз).

Растирание. Ребенок лежит в исходном положении на животе, ногами к краю стола. Взрослый производит растирающие движения по направлению реберной дуги, снизу (от ягодиц) к шее подушечками второго — четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей рук сжатых в кулак (4-6 раз).

Рефлекторное упражнение: пританцовывание (ножной рефлекс)

Ребенок лежит в исходном положении на спине. Взрослый поддерживает его подмышки и ставят на стол (лучше спиной к себе). От прикосновения к плотной поверхности ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах (повторить 4-6 раз).

Массаж грудной клетки

Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый ладонями или большими пальцами обеих рук поглаживает малыша по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (4-6 раз).

Растирание. Ребенок лежит в исходное положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго-четвертого пальцев обеих рук растирает его по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (2-4 раза).

После 5 месяцев добавляется еще ряд упражнений, и идет подготовка ребенка к сидению (к 6 месяцам)

Пассивное упражнение: попеременное сгибание и разгибание рук

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый дает ему обхватить свои большие пальцы рук и производит сгибание и разгибание рук ребенка в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибает другую (6-8 раз).

Пассивное упражнение: вращение в тазобедренных суставах (внутрь)

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый удерживает его за голени и, согнув обе ножки малыша в коленных и тазобедренных суставах, производит ими вращательные движения в тазобедренных суставах (внутрь) (4-6 раз).

Пассивное упражнение: присаживание

Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, придерживая его руки выше кисти, отводит выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждает ребенка сесть (2-3 раза).

Активное упражнение: переступание

Из исходного положения лежа на спине взрослый берет ребенка подмышки и ставит к себе лицом. Поддерживая его обеими руками, взрослый побуждает малыша переступать, и тот делает 3-6 шагов (не путать с шаговым рефлексом).

Рефлекторное упражнение: разгибание позвоночника и ног — «парение» (рефлекс положения)

Ребенок лежит в исходном положении на животе, ногами к краю стола. Взрослый подводит свои ладони под живот или под грудь ребенка и приподнимает его над столом. В результате этих действий тазобедренные суставы и позвоночник малыша рефлекторно разгибаются и он отклоняет голову назад (1-2 раза).

Читайте также:  Поднимать ребенка за руки в 6 месяцев

Источник