Ребенок 6 месяцев и работа

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

08.10.2020 Время на чтение: 5 мин 3362

Полгода — это первый полноценный юбилей малыша, и, конечно, любящие родители интересуются его развитием. Вопрос, что умеет ребенок в 6 месяцев, волнует и маму, и папу: знать это нужно, чтобы вовремя понять, нормально ли развивается малыш. Конечно, это в любом случае не новорожденный младенец: шестимесячный ребенок может намного больше, радует родителей своим любопытством к миру и первыми попытками самостоятельно двигаться. Помните, что каждый малыш развивается индивидуально и разные дети в одном и том же возрасте чуть отличаются друг от друга поведением. Но есть основные критерии, на которые можно ориентироваться.

Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65-67 сантиметров, а его вес составляет 7,2-7,9 кг. Мальчики в этом возрасте уже становятся чуть крупнее девочек: обычно они весят больше и выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Слух. Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65-67 сантиметров, а его вес составляет 7,2-7,9 кг. Мальчики в этом возрасте могут быть чуть крупнее девочек: могут весить больше и быть чуть выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Зрение. К полугодовому возрасту зрение малыша существенно улучшается. Он начинает более ясно и четко видеть окружающие предметы, следит за ними взглядом. Влияет это и на движения: они становятся точнее, так как малыш хорошо видит, что делает. Поворот взгляда становится быстрее, улучшается и реакция.

Речевые навыки. Малыш в полгода уже пытается говорить, правда, речь его пока не похожа на человеческую: он начинает лепетать, издает бессвязные звуки, но довольно активно. Обычно шестимесячный ребенок уже произносит слоги, такие как «ма» или «ба». Речь развивается лучше, если с малышом чаще говорить: он запоминает, как разговаривают взрослые, и пытается это воспроизвести, имитирует их произношение. В полгода улучшается артикуляция, звуки становятся более четкими и разнообразными, самому же ребенку становится интересна речь: он начинает лепечет, даже находясь наедине с собой. В этом возрасте малыш может имитировать звуки, которые издают животные, например лай или мяуканье.

Сон. Родители наконец могут вздохнуть спокойно: спит полугодовалый малыш более крепко, способен проспать всю ночь, не проснувшись. Сон ребенка в этом возрасте длится до 14-16 часов в сутки, 8-10 из них приходится на ночное время. Малыш также несколько раз засыпает днем и спит до 2-3 часов. Родители могут отметить, что на свежем воздухе, например во время прогулки, ребенку спится спокойнее и крепче. Гулять с ним стоит два раза в день, если это позволяют погодные условия и самочувствие. Малышам в этом возрасте очень важен режим сна: старайтесь укладывать кроху в одно и то же время каждый день.

Двигательная активность ребенка в 6 месяцев

В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно. Пытается самостоятельно принять сидячее положение и удержаться в нем.

Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители. Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.

Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами. Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать. Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.

Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору. Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками. Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги.

Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку — показывает на нее рукой. Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать. Ребенок пытается управлять руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.

Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места. Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма. Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие. Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.

Читайте также:  Ребенку 6 месяцев не упирается ножками

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых. Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит. Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет. В этом возрасте совершенно нормальная часть развития — тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.

Особенности развития девочек в 6 месяцев

Физиологически девочки развиваются чуть быстрее мальчиков, поэтому в полгода они с несколько большей вероятностью будут уметь садиться и ползать. Правда, высаживать малышку, если она сама не может сесть, все-таки не стоит. Что касается других различий, девочки могут быть немного меньше ростом и легче, чем мальчики. Так в детстве начинает проявляться половой диморфизм. Норма ВОЗ для роста девочки составляет 61,2-70,3 см, для веса — от 5,7 до 9,3 кг.

Особенности развития мальчиков в 6 месяцев

Мальчики, как уже было сказано, могут чуть медленнее обучаются навыкам в раннем возрасте. Это связано с тем, что в детстве девочки развиваются чуть быстрее. Если малыш еще не ползает, но, например, встает на четвереньки, это нормально. Что касается параметров роста и веса, то мальчишки в среднем крупнее, их рост составляет от 63,3 до 71,9 см, вес — от 6,4 до 9,8 кг. Важно, чтобы соотношение было здоровым и оптимальным: крупные дети весят больше. Дети в этом возрасте пухлые, упитанные, это совершенно нормально.

Развивающие игры с шестимесячным ребенком

Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят [2], что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.

Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.

Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению [3].

Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками — ребенок будет в восторге.

Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.

Возможные отклонения в развитии

Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, есть признаки, которые должны насторожить родителей: они могут быть симптомом задержки развития. Стоит обратиться к специалисту, если ребенок в полгода:

  • не гулит, не меняет интонаций, когда издает звуки;
  • слабо держит голову;
  • не может перевернуться или переложить предмет из одной ручки в другую;
  • не реагирует, когда рядом появляются родители, слышатся какие-то звуки или что-то происходит.

Насторожить также должно отсутствие интереса к игрушкам или неспособность отличить родителей от других людей. В таких случаях ребенка нужно показать врачу: он скажет, что делать дальше.

Развитие малыша — процесс завораживающий: из несмышленого грудничка вырастает любознательный, интересующийся миром карапуз. Будьте внимательны к этим изменениям. Помните, что все дети индивидуальны, не ставьте слишком жестких критериев, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, но сверяйтесь с медицинскими нормами развития и старайтесь развивать ребенка по мере его взросления.

Читайте также:  Сколько выпивает ребенок в 6 месяцев

[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

(0 оценок; рейтинг статьи 0)

Источник

Способности грудничка: что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Шестимесячный малыш уже может самостоятельно переворачиваться, держать голову, вставать на ножки и ползком добираться до игрушки. Родителям нужно знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, чтобы предупредить возможные патологии и вовремя начать лечение.

В это время происходят не только психологические и физиологические изменения, но и меняются предпочтения в еде, режима сна и бодрствования.

Содержание статьи

Физические изменения

Месячные нормы можно увидеть в центильных таблицах, которыми пользуются детские врачи. В зависимости от половой принадлежности в них обозначены масса тела, окружность головы и груди, рост. Все эти показатели учитываются, когда педиатры оценивают физическое развитие ребенка по месяцам.

Оптимальный вес для шестимесячного карапуза составляет от 6,5 до 8,5 кг. Рост — от 65 до 70 см. Физические способности:

Переворот на животик со спины и обратно. Малыш уже легко может крутиться в разные стороны и смена положения тела не причиняет ему дискомфорта. Он может подолгу стоять на ручках или лежать на животе.

  • ​Отсутствие гипертонуса в мышцах конечностей. Мама уже легко может выпрямить ножки и ручки своего малыша и он не будет сопротивляться и сжимать мышцы.
  • Опора на одну руку. Когда карапуз лежит на животике, он может поднять грудь и опереться на одну ручку, а другой дотянуться до желаемого предмета.
  • Цепкая хватка. Маме с трудом удается разжать пальчики своего крохи и забрать предмет, который он прячет.
  • Ловкое ползание на животе. Некоторые малыши к полугодию осваивают не только перемещение по ковру по-пластунски, но и уже довольно хорошо ползают на четвереньках.

Стояние на ножках. Кроха уже пытается себя удерживать в вертикальной позиции и опирается на стопы, но все еще нуждается в материнской поддержке, поэтому маме нужно придерживать его за подмышки.

  • Передача предметов. Малютка спокойно перемещает предметы из правой ручки в левую и наоборот, может брать в каждую руку по игрушке и удерживать их долгое время. Малыш начинает различать предметы на ощупь.
  • Поиски предмета. Если мама прикроет предмет покрывалом или спрячет любимую игрушку в укромном месте, малыш легко найдет их. Он и сам любит прятать игрушки и заниматься их поиском.
  • Повторение определенных действий. Крохе интересно открывание и закрывание ящика, он может увлечься и повторять одинаковые действия много раз подряд.

Эмоции и психика

В этот период у многих младенцев появляется первый зубик. Чаще всего это нижний резец. Педиатр обязательно порекомендует родителям посетить стоматолога, чтобы убедиться в правильности строения челюсти и нижних уздечек. Этот период обычно сопровождается капризами малыша, ему больно и некомфортно, хочется повышенного внимания со стороны родителей и во время ночного сна бывают частые пробуждения.

Кроха совершенствует свой детский лепет и уже может сочетать гласные и согласные звуки. Это происходит на подсознательном уровне и никакой смысловой нагрузки такие «слова» еще не несут. Малышу нравится повторять услышанные звуки и он очень любит голос матери.

Младенец пытается понять смысл слов взрослых, в его взгляде появляется осмысленность, малыш понимает о каком предмете идет речь и без труда находит его глазами. Если его попросят показать где мама, то кроха ткнет пальчиком в сторону родительницы. Кроха легко распознает голоса близких людей, даже если они находятся вне зоны видимости.

Малыш часто просится на ручки к матери и уже может проявлять ласку и нежность по отношению к своим родителям. Когда в доме присутствуют посторонние, шестимесячный малыш держится уже более уверенно, но все равно крепче прижимается к маме и не выражает особого удовольствия, когда чужие люди проявляют к нему повышенное внимание.

Умственные способности малыша постепенно развиваются, в мозгу формируются причинно-следственные связи.

«Например: если уронить предмет, раздастся громкий стук, нажать на красную кнопку — раздастся сигнал, заплакать — тут же прибежит мама и возьмет на ручки.»

Ребенку в этом возрасте интересно практическое применение предметов, которые его окружают. Он издает определенные звуки, когда хочет добиться желаемого, и мама понимает своего малыша с полуслова.

Тест на выявление патологий

Маме нужно узнать у своего участкового врача, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Развитие крохи зависит от того, сколько времени ему уделяют родители, в какой обстановке он растет и от других факторов. Тест на развитие полугодовалого карапуза:

Нужно взять яркую игрушку и держать её на расстоянии 30 см от лица крохи. Он сразу же переведет взгляд на красочный предмет и сконцентрирует свое внимание на игрушке, которая находится в руках у матери.

  • Взять бутылочку с водой и любимую игрушку. При виде воды малыш откроет рот и совершит сосательные движения, а при виде мягкого зайчика его реакция будет другой — заметно оживится и попытается дотянуться к предмету.
  • Чтобы замотивировать малыша принять сидячее положение, нужно взять в руки звоночек или колокольчик и медленно отодвигать от крохи, который лежит в кроватке. Малыш будет следовать за звуком и постепенно перейдет в сидячее положение.
  • Мимика матери так важна для ребенка, поэтому он с удовольствием будет повторять улыбку, если увидит, что родительница улыбается, сморщит лобик, если мама сделает то же самое или нахмурит бровки.
  • Если малыш в руках держит предмет, а мама захочет отобрать его, кроха начнет громко выражать недовольство и может расплакаться.
  • При звуке собственного имени кроха оживленно реагирует и понимает, что это обращаются к нему.
Читайте также:  Давать бульон ребенку 6 месяцев

Поводы для беспокойства

По мнению доктора Комаровского, на шестом месяце дети уже должны пытаться сидеть, но в некоторых случаях им еще нужна поддержка родителей. Развитие ребенка в 6 месяцев мальчика и девочки происходит разными темпами, первые приобретают навыки гораздо раньше.

Родителей должно насторожить, если малыш не пытается принять вертикальное и сидячее положение, не упирается ножками, когда мама придерживает его за подмышки. Тревожным знаком является неумение в шесть месяцев перекладывать игрушку из одной ручки в другую, отсутствие реакции на громкие звуки и яркий свет. Если кроха совсем не просится на ручки, это не показатель его самостоятельности, а повод для посещения врача.

«Если малыш не может показать, где мама, а где папа, не узнает близких родственников и не выражает радости, когда приходит отец с работы или в гости приезжает любимая бабушка, нужно проконсультироваться с педиатром.»

Введение прикорма

В полгода малыш уже не может наесться одним грудным молоком и ему требуется дополнительное питание для получения всех необходимых веществ. Если дети с первых дней жизни были на искусственном или смешенном вскармливании, прикорм вводится в возрасте 4 месяцев. Развитие и питание ребенка в 6 месяцев в таблице:

На шестом месяце грудное молоко уже не может компенсировать затраты энергии, которые расходуются на физические, умственные способности. Детский организм нуждается в большем количестве витаминов и микроэлементов, которые можно получить, употребляя в пищу фруктовые и овощные пюре.

Если мама не торопится вводить в рацион малыша что-то еще помимо грудного молока, ему потом будет трудно адаптироваться к жидкой или твердой пище, которая обладает непривычной для него консистенцией. Введение прикорма позже шести месяцев чревато различными осложнениями (рахит, гипотрофия, анемия). У малыша будет плохо развит жевательный навык и будет искажено вкусовое восприятие.

Если мама использует для первого прикорма грудничка фруктовые ассорти или овощной микс, возможно возникновение аллергических реакций из-за обилия новых продуктов. Если малыш в полгода категорически отказывается от непривычной для себя пищи и выплевывает как овощные, так и фруктовые пюре, нужно проконсультироваться со специалистом.

Лучшее время для кормления кашами или пюрешками — первая половина дня. Если кроха редко ходит по-большому и у него есть нарушения пищеварения, рекомендуется вводить в рацион овощные пюре (из цветной капусты, тыквы или кабачка). Такой вариант рекомендуется и для детей с избыточной массой тела. Для детей с недостаточным весом — молочные каши (кукуруза, рис, овсянка). Во избежание аллергии первый прикорм должен быть однокомпонентным.

Особенности сна

После полугодия дети обычно спят от 12 до 14 часов в сутки. Два дневных сна по 60−90 минут и ночной — от 5 до 7 часов. Груднички, которые привыкли по несколько раз за ночь прикладываться к материнской груди, все так же просят молоко в ночные часы. Это нормальное явление, режим каждого ребенка индивидуален. Чтобы увеличить количество часов ночного сна, нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • Длительный интервал между дневным и ночным сном (от 5 часов).
  • Гигиенические процедуры, уход за новорожденным и купание крохи вечером перед отходом ко сну. Комаровский рекомендует нагревать воду до 34 градусов, чтобы малыш мог во время принятия ванны активно двигаться и потратить максимальное количество энергии. После таких процедур дети обычно спят крепким сном.
  • Обязательное кормление после купания. Если малыш будет голоден, он не сможет проспать несколько часов без пробуждений, что доставит существенный дискомфорт его матери, которая не сможет нормально выспаться, поэтому нужно дать грудь малышу или налить смесь в бутылочку, чтобы он плотно поел перед тем, как закроет глазки.

Развивающие занятия

Развивающие игры стимулируют развитие речевого центра и тренируют мелкую моторику. Если мама не знает, как развивать ребенка в 6 месяцев, ей нужно почитать соответствующую литературу и спросить совета у педиатра.

Красочные книги с крупными и яркими иллюстрациями нравятся многим детям. Он с удовольствием будет листать их и слушать, как мать ему читает детские сказки и стишки. У детей, которым с пеленок родители читали сказки, быстрее развиваются речевые способности и они произносят первое осмысленное слово в более раннем возрасте.

Полезны игры с предметами, которые имеют различные формы и текстуры. Можно наполнить несколько мешочков разными видами круп и бобовых (фасолью, горохом, рисом, морской солью) и дать малышу пощупать предметы. Игры с пуговицами, камешками и другими мелкими деталями способствуют развитию младенца, но матери нужно все время находиться рядом, чтобы ребенок не засунул предмет в нос или рот.

Ежедневный массаж пальчиков помогает развивать мелкую моторику и положительно сказывается на общем развитии. Игры в «Сороку-ворону» и «Ладушки» не только поднимут настроение малышу, но и обеспечат нормальное развитие.

«Нужно хвалить ребенка, если он смог освоить новый навык, но ни в коем случае нельзя упрекать кроху, что у него что-то не получается.»

Полугодовалые малыши требуют к себе особого внимания. Они уже достаточно самостоятельны и могут сидеть, произносить множество звуков и выражать свою радость или недовольство посредством жестов и эмоций. По поведению грудничка можно понять, чего он хочет. На шестой месяц ребенку требуется вводить прикорм, но перед этим нужно побеседовать со своим педиатром. Грудничок любит активные игры и яркие предметы, он меньше спит и интересуется всем, что вокруг него происходит, без труда находит маму по голосу и пытается подражать взрослым.

Источник наш сайт: https://vseposlerodov.ru/rebenok/zdorove-i-razvitie/rebenok-v-6-mesyatsev

Статьи по теме, которые вас заинтересуют:

Как убрать растяжки после родов в домашних условиях

Сокращения матки в послеродовой период

Пупочная грыжа: признаки, стадии, лечение

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца: обзор навыков и умений

Источник